<< Б.Томашевский. Теория литературы. Поэтика. Литературные жанры. Жанры повествовательные >>

СТИХОТВОРНОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ (ПОЭМА)

Большая стихотворная форма именуется поэмой. Поэмы делятся на фабульные — эпические и бесфабульные — дескриптивные (описательные) и дидактические.

В эпической поэме твердую форму представляет классическая эпическая поэма (представленная у нас, например, "Россиадой" Хераскова), восходящая по своим формам к античной эпической поэме (Гомер, Виргилий), с одной стороны, и к фантастической итальянской поэме (Ариосто, Тассо) — с другой.1 В сюжетном построении поэмы тяготеют к многопланности (параллельное ведение сюжета) и в пределах каждого плана — к авантюрной ступенчатости построения. Переход из плана в план совершается или при помощи песенного членения, или путем введения связующих переходных мотивов, именуемых "транзициями" (иногда сокращаемыми до простой словесной формулы перехода: "но оставим нашего героя и посмотрим, что делает другой"). В тематике поэмы избирали значительные исторические моменты, причем обязательно было присутствие фантастических существ ("покровители").

Эпическая поэма постоянно вызывала пародию, причем пародические приемы развивались в двух направлениях: высокий сюжет развивался в низкой лексике (например, "burlesque" или "trav-esti" — у нас в XVIII в. поэма Осипова "Энеида наизнанку") или, наоборот, — высокий стиль и обычные приемы эпического развертывания применялись к низкому "тривиальному" сюжету (у нас в XVIII в. поэмы В. Майкова, Чулкова, Шаховского).

Особое место занимала шутливая поэма, не чуждавшаяся приемов пародических поэм (преимущественно жанра "burlesque"). К такого рода поэмам относится "Душенька" Богдановича.

Начало XIX в. знаменует конец классической поэмы. Несколько дольше жила комическая поэма, к которой отчасти примыкает "Руслан и Людмила" Пушкина.

Поэмы описательные ведут свое начало от античных поэм Гезиода ("Труды и дни") и Виргилия ("Георгики") и получили распространение преимущественно в XVIII в. Наибольшим успехом пользовались поэмы Делиля ("Сады" переведены на русский язык Воейковым). Тематика описательных поэм — преимущественно картины природы (обычная тема — "времена года": существуют поэмы на эту тему у Томсона, Сенламбера, Руше, Россе и мн. др.). Тематическое развертывание этих поэм происходит обычно в лирическом развертывании отдельных статических тем, располагаемых в порядке рассуждения. Впрочем, смена тем по риторической системе происходит лишь тогда, когда исчерпываются лирические стиховые ассоциации, которые "ведут" тематику (известное утверждение поэтов, что "рифма ведет мысль"). Описания перебивались историческими отрывками и традиционными "эпизодами", т.е. стиховыми новеллами, с мало напряженной фабулой, данными в лирическом развертывании (со сгущением эмоциональных мотивов, "отступлениями", сравнениями, описаниями и т.п.) и тематически гармонирующими с мотивами главного описания.

К описательным поэмам примыкают поэмы дидактические (поучительная поэма-трактат; пример "Art poetique" Буало XVII в., есть несколько русских переводов).

Дидактические и описательные поэмы, дожившие до начала XIX в., являются предшественниками "романтической" поэмы (Байрона, Пушкина и др.), которая появилась в результате разложения огромных описательных поэм (которые достигали по объему 10 000 стихов). Романтическая поэма, усвоив приемы описательных поэм, переместила роль внефабульных мотивов; "скелетом" романтической поэмы является фабула, излагаемая отрывочно, "фрагментарно", перебиваемая описаниями и эмоционально-лирическими отступлениями. Временная перестановка, недоговоренность, фабулярные "невязки", которые необходимо дополнять воображением, — все это характеризует сюжетное построение романтической поэмы. Время культивировки романтической поэмы длилось недолго (с 10-х по 30-е годы XIX в.); однако этот жанр определил развитие больших стиховых форм, разрабатывавшихся доныне, что отчасти объясняется тем, что к роду романтических поэм принадлежат произведения Пушкина и Лермонтова, до сих пор оказывающие влияние на стихотворные формы.

За последние годы в поэзии обнаруживается тяготение к большим формам. Если не говорить о поэмах Маяковского, которые развивают несколько иную линию в поэзии, следует отметить поэмы Н. Тихонова ("Лицом к лицу"), Б. Пастернака ("Высокая болезнь") и др. Новые поэмы не достигают по размеру старых (объем романтической поэмы колеблется от 500 до 1500 стихов), но тяготеют подобно романтической поэме к ослаблению фабульного элемента, к фрагментарности, лирическому развертыванию.



———————————————

1 Итальянская поэма обладает свойством строфичности, что создает совершенно особые условия тематического развертывания. Ср. "Евгении Онегин" Пушкина.

www.reader.boom.ru