Темы  
  и
тексты   Poetica

(научные и художественные – цитируемые, предлагаемые для разбора и обсуждения)




Тема 1. Предмет поэтики. Словесное искусство и его природа.

Предмет теории литературы (поэтики). Понятие художественной литературы. Словесное искусство в ряду других искусств.
Природа словесного искусства (художественной речи), его отношение к практической речи.
Поэтика как филологическая дисциплина и ее методы. Поэтика и риторика. Поэтика и герменевтика.

Тема 2. Словесное искусство как способ познания.

Субъектно-объектные отношения в эстетической коммуникации. “Остраннение” как принцип словесного искусства и как повествовательный прием.

См. также: Серль Дж.Р. Логический статус художественного дискурса // Логос. 1999. - № 3 - С. 34-47.; Кастанеда Г.-Н. Художественный вымысел и действительность // Логос, 1999. - № 3 (13).


Тема 3. Словесное искусство как язык. Основы поэтической семантики.

Вещь и знак. Типы языкового знака и их эстетическая реализация. Структура языкового знака, варианты отношений между означающим и означаемым. Иконичность, изобразительные возможности слова; мимесис. Индексация и метонимия. Метафора как основа поэтической семантики и путь к символизации. Символ и эмблема. Поэтические тропы: сравнение, аллегория, эпитет и др.

Из основной литературы:

Что еще:

По теории знаков (семиотике):

Теория иконичности:

Теория метонимии

Теория метафоры

Теория символа

O системе тропов и фигур см. также: Потебня А.А. Из записок по теории словесности // Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М.:Высш. шк., 1990. - С.132-314; Тодоров, Цв. Теории символа. М.: Дом интеллектуальн. книги, 1999. ( Тропы и их классификация. - С.97-110; Теория фигуры и классификации видов фигур. - С. 110-134.)

Художественные (упомянутые и цитированные):

Тема 4. Словесное искусство как диалог.

Структура коммуникативного акта в эстетическом общении; "Я", "Ты" и "Он". Диалогические формы в художественном тексте.

1. О диалоге (диалогизме) как принципе словесного искусства.

2. Структура коммуникативного акта в эстетическом общении

3. Формы выражения диалогического начала в художественном тексте

4. Воплощение “Я”. Об эмоции эстетической и внеэстетической:

5. Воплощение “моего”. Факт биографический и факт эстетический.

Новалис. Фрагменты
Пушкин А.С.
  • “Сват Иван, как пить мы станем…”
  • “Что в имени тебе моем…”.

Тема 5. Словесное искусство как мифотворчество.

Природа мифопоэтического сознания. Основной миф, его пространственно-временная и сюжетная структура. Хаос и Космос. Миф и ритуал. Формы реализации основного мифа в литературе. Мифологема и символ. Архетипическое в словесном искусстве.

В качестве основных учебных источников читайте:

  1. Неклюдов С.Ю. Структура и функции мифа // Мифы и мифология в современной России. М.: АИРО-XX, 2000. - С. 17-38
  2. Мелетинский Е.М. Возникновение и ранние формы словесного искусства // История всемирной литературы. М.: Наука, 1983. Т. 1. - С. 23-52.
  3. Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980 (1997). - Т.I-II. – Избранные, наиболее важные статьи

Далее:


Тема 6. Картина мира в словесном искусстве.

Понятие художественного пространства. Семантическая оппозиция как принцип организации художественного текста. Конфликт. Проблема выбора и система ценностей. Герой в пространстве произведения. Художественный мир писателя и национальная картина мира. Семантические универсалии языка русского искусства.

В первую очередь:

В дополнение:

  • Пушкин А.С. "Медный всадник"
  • Пушкин А.С. "Дорожные жалобы"
  • Тютчев Ф.И. "Эти бедные селенья..."
  • Толстой Л.Н. "Война и мир" - Том.4, часть1, XII.

Тема 7. Происхождение сюжета и его типология.

Сюжет и фабула. Конфликт, герой и событие в сюжетном пространстве романа.

Читать, помимо учебника Томашевского (глава "Сюжетное построение") и хрестоматии (темы 13-15):

Внимание: также в сети целиком эссе Цвейга о Толстом (в составе книги "Три певца своей жизни: Казанова. Стендаль. Толстой"), а также его книги о Бальзаке, Эразме Роттердамском и др.на странице /belousenkolib.narod.ru/Inostrantsy/Zweig.html

Тема 8. Синтактика и семантика стихотворной речи.

Оппозиция "стих - проза", ее история. Структурная и функциональная природа стиха. "Единство и теснота стихового ряда".
Смысл параллелизма. Механизм “обманутого ожидания”. Особенности синтаксиса стихотворной речи.
Фигуры поэтической речи.

Основное:

Ф. Тютчев. "Последняя любовь".

Арсений Ровинский. "Мели, Емеля! Полный чан вина..."


Тема. 9. Метрика и ритмика. Фоника.

Метр и ритм, их борьба как структурный принцип стиха.
Основные понятия метрики, ритмики, строфики.
Важнейшие системы стихосложения. Основные размеры русского стиха и их семантический ореол.
Ритм и синтаксис. Ритмико-синтаксические клише.
Формы и функции звукового повтора. Рифма, ее история и основные типы.

Основное:

а также (для любознательных):

Пастернак Б.Л. "Годами когда-нибудь в зале концертной..."

Кузнецов Ю.П. "Атомная сказка"


Тема 10. Введение в теорию прозы. Принципы повествования.

Точка зрения как конструктивная основа прозы. Основные семантические противопоставления, определяющие позицию автора и повествователя.
"Изображающее" и "изображенное" слово. Основные типы повествования в прозе. Сказ.
Роль дейктических и модальных речевых средств в художественном произведении. Способы конструирования речевой роли повествователя.

Основное:

А также:

А.П.Чехов. "Шуточка"

А. Платонов. "Сокровенный человек"


Тема 11. Литературные жанры и литературная эволюция.

Роды и "виды" литературы. Эпос и лирика; драма.
Понятие литературного и речевого жанра.
Жанр и стиль. Смысл литературного новаторства.
Принцип пародии и механизмы литературной эволюции.

Основное:

Далее - для любознательных и на будущее:

См. также упомянутую статью Б.М. Эйхенбаума Судьба Блока // Об Александре Блоке. Пб., 1921. Здесь - выход на СТРАНИЦУ ЭЙХЕНБАУМА.

Сжатый курс истории русской поэзии в свете проблемы литературной эволюции найдете в кн.: Баевский В. С. История русской поэзии: 1730-1980. Компендиум. М.: Новая школа, 1996. - 320 с. (в сети - главы о Державине и Пушкине)

К проблеме стиля поведения и речевого жанра - главы "Бал", "Русский дендизм", "Карточная игра", "Дуэль", "Искусство жизни", "Декабрист в повседневной жизни" в кн.: Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). Санкт-Петербург, 1994.

А. С. Пушкин



"Евгений Онегин"
"Когда за городом, задумчив, я брожу..."
"Два чувства дивно близки нам..."
Элегия ("Минувших лет угасшее веселье...")
"Колокольчики звенят, барабанчики гремят..."
Н. А. Некрасов "Кому на Руси жить хорошо" (глава "Пьяная ночь")
О. Э. Мандельштам. "Я не слыхал рассказов Оссиана..."

Тема 12. Формы художественного сознания в истории европейской литературы. Культура как цикл

Причины и закономерности эволюции литературных форм и эстетических представлений. Роль субъектно-объектных отношений. Космо- и антропоцентрические тенденции.
Историческая динамика форм художественного сознания. Античность - Средневековье - Возрождение - классицизм - романтизм - реализм - модернизм.
Литературные эпохи и литературные направления. Переходные и эклектичные формы сознания в истории литературы: барокко, сентиментализм, соцреализм.
Модернизм и постмодернизм как завершение культурного цикла.

Основное:

Характеристика отдельных культурных эпох (особенно важны работы А.Ф.Лосева):

Вот как еще про это пишут: три параграфа из раздела "Литературный процесс"- С.230-236 в кн.: Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высш. школа, 1999. (Целиком учебник - здесь.)

А.С. Пушкин. 19 октября ("Роняет лес багряный свой убор...")

А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке

Д. Хармс. "Четыре иллюстрации того, как новая идея огорашивает человека, к ней не подготовленного" ("Случаи", 15)

А.Родченко. Четыре работы.


Poetica

рулетки pubg на скины . Грузовые шины Kelly (Келли - куплю 385 65 22.5.