Когда.
Докладчики.
|
Тематика
семинаров. Вопросы для
обсуждения. Литература.
|
27.05.2005
Ведут : Обухов
Бурыкина
Егоров
Попкова
+
ВСЯКИЙ ЖЕЛАЮЩИЙ
|
Семинар 6.
Основы языка искусства в
эстетике С.М.Эйзенштейна
Литература (основная)
- Эйзенштейн С.М.
Психологические вопросы
искусства / Под ред. Е.Я.Басина.
— М.: Смысл, 2002. — 335 с. (рассылкой)
- Режиссура. Искусство
мизансцены (1933—1934)
- Монтаж (1937)
- Вертикальный
монтаж (1940)
- О строении вещей (1939)
- Еще раз о строении вещей (1940)
- Неравнодушная природа (1945)
- Метод
- Основная проблема (Grundproblem)
- Эйзенштейн
С. М. Чет-нечет / Публ. и
коммент. Н. И. Клеймана // Восток -
Запад. Исследования. Переводы.
Публикации. М., 1988, с. 234-278.
- Иванов
Вяч. Вс. Эйзенштейн и культуры
Японии и Китая // Восток -
Запад. Исследования. Переводы.
Публикации. М., 1988, с. 279-290
Дополнительная:
|
13.05.2005
Ведут :
Скочко
Гончаров
Козеев
Бем
+
ВСЯКИЙ ЖЕЛАЮЩИЙ
|
Семинар 6.
Феномен табу и народная
словесность
- Культура как
система установления и снятия
табу. Сущность табу и его
проявления в словесном и
изобразительном искусстве.
- Запретное в
системе культуры. Запретное и
мораль. Разрушительное и
созидательное в преодолении
табу.
- Табу и система
жанров. Табу и норма.. Функции
"ненормативного" в
современной рок- и поп-поэзии.
- Обсценная лексика
и фразеология русского языка:
фактор культуры или
антикультуры? Место и роль
обсценных выражений в жанрово-поведенческой
системе традиционной и
современной русской культуры.
- Срамословие в
русской классической
литературе, его роль в
обеспечении диалога книжной и
фольклорной традиций.
- Русская срамная
частушка, ее социокультурные
функции. "Герои", сюжеты и
речевые приемы русской
частушки.
Литература
|
29.04.2005
Ведут :
Левина
Уткин
Большов
+
ВСЯКИЙ ЖЕЛАЮЩИЙ
|
Семинар
5.
"Наивное" и "профессиональное"
в искусстве
- Оппозиция
фольклора и книжности в
традиции русской словесности.
Диалог профессионального и
непрофессионального в
искусстве.
- Жанр в искусстве и
"речевой жанр".
Художественное и
нехудожественное в системе
жанров общения.
- Коммуникативная
природа русского лубка.
- Каноническое и
неканоническое в искусстве.
Графоманство как "художественное
призвание". "Наивный"
элемент в современном
искусстве.
Феномен Аввакума.
-
“Житие" и послания Аввакума как памятники
литературного андерграунда.
Литература
-
Лотман
Ю.М. Художественная природа
русских народных картинок //
Лотман Ю.М. Статьи по семиотике
культуры и искусства . - СПб., 2002.
- C.322-339
-
Ю.
М. Лотман. Каноническое
искусство как информационный
парадокс
// Лотман Ю.М. Статьи по
семиотике культуры и искусства
- СПб., 2002. - C.274-293; 314-321.
-
Григорьев
Р., Даниэль С. Парадокс Лотмана //
Лотман Ю. М. Об искусстве.
СПб., 1998. С. 5–13
-
Тынянов
Ю.Н. Литературный
факт //
Тынянов Ю.Н. Поэтика. История
литературы. Кино. - М.: Наука, 1977. -
С. 255-270.
-
Мукаржовский
Я Может ли эстетическая
ценность в искусстве иметь
всеобщее значение?
// Мукаржовский Я. Исследования
по эстетике и теории искусства.
М.: Искусство, 1994. - С. 171-186.
-
Жолковский А. К.
Графоманство как прием (Лебядкин,
Хлебников, Лимонов и другие) // Жолковский
А. К. Блуждающие сны и
другие работы. М., 1994.
-
Лихачев
Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В.
Смех в Древней Руси. - Л.: Наука,
1984. (Глава Д.С.Лихачева "Смех
как мировоззрение")
-
Лихачев Д. С. Великое
наследие // Лихачев Д. С.
Избранные работы в трех томах.
Том 2. – Л.: Худож. лит., 1987. – С.
308-321.(Глава
"Сочинения протопопа
Аввакума")
|
15.04.2005
Ведут :Щербаков
Кодяева
Гальченко
+
ВСЯКИЙ ЖЕЛАЮЩИЙ
|
Семинар
5.
Карнавальное и смеховое в
словесном искусстве.
- Идея смеха в
самосознании культуры и в
филологии. "Умное веселие"
в эстетике Вяч. Иванова.
- Карнавальное и
смеховое в концепции М.Бахтина.
- Смысл смеха в
концепции В.Я.Проппа
- "Перевернутый
мир" в русской культурной
традиции. Феномен юродства.
Основная литература:
Дополнительная:
- Иванов Вяч.
Дионис и прадионисийство //
Иванов Вяч. Дионис и
прадионисийство. - СПб: Алетейя,
1994. - С.9-292.
- Аверинцев
С.С. Бахтин и русское отношение
к смеху // От мифа к
литературе: Сборник в честь 75-летия
Е. М. Мелетинского . - М., 1993. - С.
341-345.
- Гладких
Н. Катарсис смеха и плача // Вестник Томского
государственного
педагогического университета. -
Серия: Гуманитарные науки (Филология).
Томск: Изд. ТГПУ, 1999. – Вып. 6 (15).
– С. 88-92.
- Успенский Б.А. Анти-поведение
в культуре Древней Руси //
Успенский Б.А. Избранные труды.
Т.1: Семиотика истории.
Семиотика культуры. – М.: Языки
русской культуры, 1996. - С.460-476.
|
01.04.2005
Ведут :Каулен
Тулин
+
ВСЯКИЙ ЖЕЛАЮЩИЙ
|
Семинар 4
Вещь
в прагматической перспективе
- Прагматика
как раздел семиотики. Проблема
цели искусства. Прагматика
эстетическая и утилитарная, их
взаимодействие.
- Дом и музей.
Смысл музея. Трансформация вещи
в пространстве музея.
Творчество и память.
- Облик
современного музея и его
семиотическая эволюция.
- Вещь как
объект потребления. Возможно ли
эстетическое потребление?
- Функциональная
свобода современной вещи:
показатель кризиса культуры?
- Вещь и среда:
семиотические функции
интерьера (история и
современное состояние).
- Семиотика
рекламы. Слово и вещь в
рекламном дискурсе.
Литература:
Основная:
Бодрийяр
Ж. Система вещей. – М.: Рудомино,
2001.
+
|
18.03.2005
Ведут :Преображенская
Копытова
Векшина
Новоселова
|
Семинар 3.
Хлебников и русский авангард
Направление разговора вижу
такое:
- Вещь и знак в
языке и в поэтической практике
авангарда.
- Проблема
происхождения имен и
словотворчество.
- Идеология
русского авангарда. Авангард
как «антиискусство» и «искусство
за пределами искусства».
Восприятие авангарда
современниками и потомками.
- Творческий
метод и поэтическая идеология В.
Хлебникова. «Свояси».
Основные тексты:
Литература:
- Тынянов
Ю.Н. О Хлебникове // Хлебников
В. Собрание произведений, т. 1. Л.,
1928, с. 9—30.
-
Якобсон Р.О. Новейшая русская
поэзия. Набросок первый:
Подступы к Хлебникову (1919) //
Jakobson R. Selected Writings. The Hague; Paris;
New York: Mouton, 1979. - Vol. V. - P. 299-354.
- Крученых
А.Е. Декларация заумного языка
(1921) // Литературные манифесты от
символизма до наших дней.- М.,
2000.
- Шкловский
В.Б. Воскрешение слова //
Шкловский В. Гамбургский счет. -
М., 1990. - С. 36-42.
- Арватов
Б. Речетворчество (По
поводу "заумной" поэзии)
// Леф, 1923, II. - С.79-91.
- Чуковский
К. Заумный язык // Чуковский К.
Футуристы, П., 1922
- Чуковский
К. Образцы футурлитературы //
Чуковский К. Футуристы, П.,
1922.
Собрание статей и
деклараций В. Хлебникова - /hlebnikov-dekl.zip
См. также:
- Дуганов P.B. Велимир
Хлебников, Природа творчества, - М.,
1990. (Глава
"Природа слова. Эпос. Лирика.
Драма")
- Баран Х.. О Хлебникове.
Контексты, источники, мифы. - М.:
РГГУ, 2002.
- Лекомцева М.И. Текст среди
текстов: интертекстуальные
особенности стихотворения «Бобэоби»
Хлебникова // Лотмановский
сборник. III. Москва: О.Г.И., 2004. С.
407-418.
- Jerzy
Faryno. Семиотические
аспекты поэзии Маяковского //
Umjetnost Riječi, God. XXV, Izvanredni svezak: Književnost
– Avangarda – Revolucija. Ruska književna avangarda
XX. stoljeća. Zagreb
1981, ss. 225-260.
- Русский авангард 1910-20-х годов в
европейском контексте. М., 2000.
- Гюнтер
X. Художественный авангард и
социалистический реализм //
Вопросы литературы. - № 3, 1992.
- Белая
Г.А. Авангард как богоборчество
// Вопросы литературы. - № 3, 1992.
Исследования о
Хлебникове см., в частности, - /www.ka2.ru/nauka/index.html
Указатель сочинений
Хлебникова - /www.rvb.ru/hlebnikov/mat/index.htm
|
04.03.2005
|
Семинар
2
Слово
как символ
Тексты предлагаю вот какие:
Виноград.
Сожженное письмо. Приметы
Мандельштам. Импрессионизм
Заболоцкий. Меркнут
знаки зодиака. Рыбная лавка
Хармс. Что это было?
Я специально даю тексты "неявно
символические" или
обыгрывающие саму идею
символизации.
Мне также хотелось бы услышать
ваш комментарий к попыткам
осмысления идеи символа в худ.
тесте:
Борхес. Письмена Бога
Отсутствующие или не
прочитавшие тексты и основные
работы будут приглашены на
коллоквиум.
Литература
- Лосев А.Ф. Проблема
символа и реалистическое
искусство. – 2-е изд., испр. — М.:
Искусство, 1995. RAR
- Лотман
Ю.М. Символ в системе культуры
// Лотман Ю.М. Избранные статьи в
трех томах.- Т.I Статьи по
семиотике и топологии культуры
– Таллин, “Александра”, 1992.
- Иванов
Вяч. Две
стихии в современном
символизме //
Литературные манифесты от
символизма до наших дней. - М.:
Издательский дом Согласие, 2000.
- Белый
А. Эмблематика смысла // Белый А.
Символизм как миропонимание. - М.,
1994. - С.25-89.
- Аверинцев
С.С. Символика раннего
средневековья (К постановке
вопроса)
// Семиотика и художественное
творчество. М., 1977. С. 315-316.
- Чех
А. Символ и миф: к проблеме
генезиса //
Образ человека в картине мира. -
Новосибирск, 2003. - С. 58-66.
- Мандельштам
О.Э. Слово и культура
// Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х
т. Т.2. Проза. М.: Худож. лит., 1990.
- С.167-171.
- Тодоров Ц. Теории символа. - М.:
Дом интеллектуальн. книги, 1999.-
384 с.
|
18.02.2005
Доклады:Васнн
Мартиросян, Потапова, Наролина,
Чигирева, Трускова
Глуховская, Крупнова, Дубовик
|
Семинар
1
Вещь и
герой в
пространстве текста.
Мифология города.
- Худ. пространство Гоголя и
конструкция гоголевского
Петербурга (выступает Васин, в
частности с изложением идей
Лотмана, + любые желающие)
- Пространство "Петербурга"
у Андрея Белого (романа и
города) - прошу подготовиться
кому-то из специалистов по
Белому - Мартиросян, Потапова,
Наролина, Чигирева, Трускова (комментарий
с точки зрения эстетики Белого).
- Город как миф в литературе и в
иск-ве. Петербургский текст в
русской литературе. (Глуховская,
Крупнова, Дубовик, в частности
по работам В.Н.Топорова.)
Все должны знать указанные
ниже работы и тексты. Активно и
по существу участвующие в
разговоре набирают "экзаменационные
очки". Любой может выступить с
комментарием по поводу того же
текста или источника - с
указанием для него наиболее
существенных или любопытных
моментов.
Тексты:
Обязательная
литература:
Если не успели освоить
что-то - в другом должны быть
сильны.
Дополнительная:
|
|