Сергей Сергеевич Аверинцев
(10 декабря 1937 г., Москва, —
21 февраля 2004 г., Вена)
Краткая биография
"Так называемая форма существует не для того, чтобы вмещать так называемое содержание, как сосуд вмещает содержимое, и не для того, чтобы отражать его, как зеркало отражает предмет. «Форма» контрапунктически спорит с «содержанием», дает ему противовес, в самом своем принципе содержательный; ибо «содержание» —
это каждый раз человеческая жизнь, а «форма» — напоминание обо «всём», об «универсуме», о «Божьем мире»; «содержание» — это человеческий голос, а «форма» — все время наличный органный фон для этого голоса, «музыка сфер». Содержание той или иной строфы «Евгения Онегина» говорит о бессмысленности жизни героев и через это — о бессмысленности жизни автора, то есть каждый раз о своем, о частном; но архитектоника онегинской строфы говорит о целом, внушая убедительнее любого Гегеля, что das Wahre — это das Ganze1. Классическая форма — это как небо, которое Андрей Болконский видит над полем сражения при Аустерлице. Она не то чтобы утешает, по крайней мере, в тривиальном, переслащенном смысле; пожалуй, воздержимся даже и от слова «катарсис», как чересчур заезженного; она задает свою меру всеобщего, его контекст, — и тем выводит из тупика частного.(Честно говоря, если я вижу в чем религиозную ценность пушкинской поэзии, так уж не столько в учтивом ответе владыке Филарету или в переложении преп. Ефрема Сирина, сколько в неуклонной верности контрапункту, в котором человеческому голосу, говорящему свое, страстное, недоброе, нестройное, отвечает что-то вроде хора сил небесных — через строфику, через отрешенную стройность ритма. Старые поэты — всё больше грешники, но вящий грех и притом непроходимая глупость — пытаться словить их поэзию на слове, потому что в ней-то всегда есть не только слово, но и тайный, потому что метасловесный, музыкальный ответ на слово; кто имеет уши, пусть слышит этот ответ, а кто не имеет, пусть воздерживается от чтения стихов. «А вот он, гад, сам сказал то и то! Вот где он проговорился!» Да, сказал, да, проговорился, — и ритм дал на все свой ответ. С некоторым преувеличением рискнем сказать, что когда мятеж и отчаяние выражают себя в такой безупречно дисциплинированной и притом живой форме, как у Пушкина, — это почти так, как когда псалом принимает вовнутрь своего пространства слова безумца, как известно, сказавшего: «несть Бог», — и тем преодолевает их.)"
1 Истинное... Целое (нем.). (Примеч. ред.).
(Из статьи "Ритм как теодицея", 2001 г.)
Краткая биография
- Филология // Большая советская энциклопедия / Изд. 3-е. — М. — Т. 27.
- К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской // Древнерусское искусство и художественная культура домонгольской Руси. — М.: Наука, 1972. — С. 25–49.
- Плутарх и античная биография: К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. — М.: Наука, 1973. — 278 с.
- Добрый Плутарх рассказывает о героях, или счастливый брак биографического жанра и моральной философии // Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах, М.: Наука, 1994. — Т. I. — C. 637–653.
- Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья // Античность и Византия. — М., 1975.
- Риторика как подход к обобщению действительности // Поэтика древнегреческой литературы. — М.: Наука, 1981. — С. 15–46.
- Неоплатонизм перед лицом Платоновой критики мифопоэтического мышления // Платон и его эпоха. М., 1979. — С. 83–97.
- Древнегреческая поэтика и мировая литература // Поэтика древнегреческой литературы. — М.: Наука, 1981. — С. 3–14.
- Традиция древнегреческой "диалектики" и возникновение рифмы // Контекст-1976. — М.: Наука, 1977. — С. 81–99.
- Древнееврейская литература // История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. — М.: Наука, 1983– ... Т. 1. — 1983. — С. 271–302.
- [Введение: Древнееврейская литература] — С. 271–273.
- Исторические предпосылки древнееврейской литературы — С. 273–274.
- Долитературные формы словесного искусства: [Древнееврейская литература] — С. 277–278.
- Мировоззренческие основы древнееврейской литературы — С. 274–277.
- Хроникально-эпические тексты: [Древнееврейская литература] — С. 278–284.
- Пророческая литература: [Древнееврейская литература] — С. 284–286.
- Лирические жанры [древнееврейской литературы] — С. 286–290.
- Литература "премудрости": нормативная дидактика и протест против нее: [Древнееврейская литература] — С. 290–299.
- Апокалиптическая литература: [Древнееврейская литература] — С. 300–302.
- Ветхий Завет как пророчество о Новом: общая проблема. Глазами переводчика. // Псалмы Давидовы / Пер. С.С. Аверинцева. — К.-М.: ДУХ I ЛITEPA, 2004.
- Премудрость в Ветхом Завете // Альфа и Омега, № 1, 1994. — С. 25–38.
- Латинская литература [III—Х вв.] // Там же. — Т. 2. — 1984. — С. 441–459. (Соавторы — М.Л. Гаспаров, Р.М. Самарин)
- На исходе Римской империи (III—IV вв.): [Латинская литература] — С. 441–446.
- От античности к Средневековью (V—VI вв.): [Латинская литература] — С. 446–449.
- "Темные века" (VI—VIII вв.): [Латинская литература] — С. 449–453.
- Каролингское и Оттоновское возрождение (VIII—Х вв.) — С. 453–459.
- Поэтика ранневизантийской литературы. — М.: Наука, 1977. (Переизд.: М.: Coda, 1997.)
- Порядок космоса и порядок истории — С. 88–112.
- Истоки и развитие раннехристианской литературы // История всемирной литературы: В 9 томах — М.: Наука, 1983– ... Т. 1. — 1983. — С. 501–515.
- Литературы Византийского региона [до конца XII в.] // Там же. — Т. 2. — 1984. — С. 337–368.
- Введение: [Литературы Византийского региона до конца XII в.] — С. 337–339. (Соавтор — А.И. Еланская)
- Византийская литература [до конца XII в.] — С. 339–360.
- Ранневизантийский период — С. 339–348.
- Византийская литература IX—XII вв. — С. 351–359.
- Византийская литература VII—IX вв. — С. 348–351.
- Период Никейской империи: [Византийская литература] — С. 359–360.
- Литературы византийского региона XIII—XV вв.// Там же. — Т. 3. — 1985. — С. 29–41.
- Эволюция философской мысли // Культура Византии. IV – первая половина VII в. — М., 1984. — С. 42–77.
- Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения. — М., 1976. — С. 17–64.
- Символика раннего средневековья (К постановке вопроса) // Семиотика и художественное творчество. — М., 1977. — С. 315–316.
- Византийская риторика: Школьная норма литературного творчества в составе византийской культуры // Проблемы литературной теории в Византии и латинском Средневековье. — М., 1986. — С. 19–90.
- Архетипы. Вода. // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. — Т. 1. — С. 110–111; 240.
- Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. — М., 1986.
- Религия и литература. — Париж: ИМКА-Пресс, 1981. — 140 с.
- Бахтин и русское отношение к смеху // От мифа к литературе: Сборник в честь 75-летия Е.М. Мелетинского. — М., 1993. — С. 341–345.
- Бахтин, смех, христианская культура // М.М. Бахтин как философ. — М.: Наука, 1992. — C.7–19.
- Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. Сб. статей. — М.: Наследие, 1994. — С. 3–38. (соавторы: Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов А.В.)
- Авторство и авторитет // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. — М., 1994. — С. 105–125.
- Два рождения европейского рационализма и простейшие реальности литературы // Человек в системе наук. — М., 1989. — С. 332–342.
- Риторика и истоки европейской литературной традиции. — М., 1996. — 446 с.
- Cose attuali, cose eterne: La Russia d'oggi e la cultura europea. — Milano, 1989. — 120 p.
- "Мировоззренческий стиль": подступы к явлению Лосева // Начала. — 1994. — № 2/4. — С. 76–87.
- Русское подвижничество и русская культура // Русское подвижничество. М., 1996. С. 23–29.
- Гилберт Кит Честертон, или Неожиданность здравомыслия // Честертон Г.К. Писатель в газете: Художественная публицистика. — М., 1984. — С. 329–342.
Поэты. — М.: Школа “Языки русской культуры”, 1996.
Две тысячи лет с Вергилием. — C. 19–42.
Роскошь узора и глубины сердца: Поэзия Григора Нарекаци. — С. 97–118
- Судьба и весть Осипа Мандельштама. — С. 189–277.
- Герман Гессе — С. 327–354.
- Гете и Пушкин // Новый Мир, 1999, № 6.
- “Чуть мерцает призрачная сцена...”: подступы к смыслу // “Отдай меня, Воронеж...”: III международные мандельштамовские чтения. - Воронеж,1995. - C. 116–122.
- Так почему же все-таки Мандельштам? // Новый Мир, № 6, 1998.
- Поэзия Вячеслава Иванова // Вопросы литературы, № 8, 1975. — С. 145–191.
- "Скворешниц вольных гражданин...": Вячеслав Иванов: путь поэта между мирами. — СПб: Алетейя, 2002.— 167 с.
София — Логос: Словарь. — Киев: Дух и Литера, 2000. Из содерж.:
- Логос. — С. 114–115.
- София. — С. 159–161.
- Софиология и мариология: предварительные замечания: Доклад на конференции «София — мост между двумя Европами» (Рим, 25–27 марта 1996 г.). — С. 244–251.
- Образ античности. — СПб.: Азбука, 2004.
- Собрание сочинений. Связь времен. — Киев: Дух i лiтера, 2005. - 448 с.
- Похвальное слово филологии // Юность, 1969, №1. — С. 99-102.
- Древний урок человечности // Коммунист, 1985, № 10.
- Попытки объясниться: Беседы о культуре. — М.: Правда, 1988.
- Мы призваны в общение // Литературная газета
- Боже! Ты — Бог мой // Литературная газета, 16.01.1991.
- О духе времени и чувстве юмора // Новый мир. 2000. № 1. С. 137–140.
- "Премудрость созда себе дом": Речь на открытии выставки русских икон в Ватикане 29 июля 1999 года // Новый Мир, 2001, № 1.
- Ритм как теодицея // Новый Мир, 2001, № 2.
- Горизонт семьи: О некоторых константах традиционного русского сознания // Новый Мир, 2002, № 2.
- Тоталитаризм: ложный ответ на реальные вопросы // Родина, 2002, № 10.
- Опыт петербургской интеллигенции в советские годы — по личным впечатлениям // Новый Мир, 2004, № 6.
- Миссионер для племени интеллигентов <о. Александр Мень> // Литературная газета, 4 сент. 1991 г.
- «Как все ценное, вера — опасна...»: Интервью журналисту Илье Медовому (2001) // Континент, 2004, № 119.
- Из проповедей: Слово на Евангельское чтение в Неделю о мытаре и фарисее (07.02.93) // Континент, 2004, № 119.
- Смысл вероучения и формы культуры // Христианство и культура сегодня. — М.: Итальянский институт культуры, 1993.
- Некоторые языковые особенности в Евангелиях (Лекция, прочитанная студентам... 21 июня 1994 г.) // Православная община. — № 40, 1997.
- Брак и семья: несвоевременный опыт христианского взгляда на вещи (Лекция, прочитанная 20 июля 1996 года, Москва) // Православ. Община. — 1997. — № 41. — С. 82–99.
- Богословие в контексте культуры (Лекция на начало учебного года..., 14 сентября 1997 г.) // Православная община, № 45, с. 62–76.
- Духовная традиция Восточной Европы и ее вклад в формирование новой европейской идентичности (Перевод выступления С.С. Аверинцева перед итальянским Сенатом 25 марта 2003 г.) // Искусство Кино, № 12, 2000.
- Интервью Сергея Аверинцева журналисту Илье Медовому (2001)
- От берегов Босфора до берегов Евфрата: Антология ближневосточной литературы I тысячелетия н.э. — М.: Наука, 1987. Переизд. — М.: Мирос, 1994. — 352 с.
- Два слова о том, до чего же трудно переводить библейскую поэзию // Новый мир. 1998. № 1.
Язык как совместное обладание эпох и поколений (выступление на конференции "Язык Церкви" в 1997 г.).
- ΕΥΣΠΛΑΓΧΝΙΑ (фрагмент)// Альфа и Омега, № 1 (4), 1995. — С. 25–38.
- Стихи духовные. — Киев: Дух i лiтера, 2003.
- Псалмы Давидовы / Перевод С.С. Аверинцева. — Киев: Дух i лiтера, 2004.
- Собрание сочинений. Переводы: Евангелия. Книга Иова. Псалмы. — Киев: Дух i Лiтера, 2004, 500 с.
- Собрание сочинений. Переводы: Многоценная жемчужина. — Киев: Дух i Лiтера, 2004, 450 с.
- Проповеди (аудиозаписи) // Православный портал "Предание". ftp
на украинском
- “Розрізнення знаків часу: християнське ставлення до історії” // Часопис “Дух і літера”, № 17–18. — К.: Дух і літера, 2007.
- “Присутність Всюдисущого як парадигма христянської культури” // Часопис “Дух і літера”, № 17–18. — К.: Дух і літера, 2007.
- AD FONTES! // Часопис “Дух і літера” № 15–16. — К.: Дух і літера, 2006.
- Із спадщини Сергія Аверинцева: Надії і тривоги // Часопис “Дух і літера” № 15–16. — К.: Дух і літера, 2006.
- Біографія та агіографія // Часопис “Дух і літера” № 15–16. — К.: Дух і літера, 2006.
- Старий Завіт як пророцтво про Новий: загальна проблема очима перекладача. // Часопис “Дух і літера”, № 13–14. — К.: Дух і літера, 2004
- Про дух часу та почуття гумору.// Часопис “Дух і літера”, № 13–14. — К.: Дух і літера, 2004
- Деякі проблеми передачі культурного та віровчительного передання в сучасних умовах;.// Часопис “Дух і літера”, № 11–12. — К.: Дух і літера, 2003.
- СОФІЯ – ЛОГОС: Християнство у ХХ столітті; Словник. // Часопис “Дух і літера”, № 11–12. — К.: Дух і літера, 2003.
- Онтологія правди як внутрішня пружина // Часопис “Дух і літера”, № 11–12. — К.: Дух і літера, 2003.
- Солідарність поколінь як фактор громадянської свободи // Часопис “Дух і літера”, № 9–10. — К.: Дух і літера, 2002.
- Голос, якому можна вірити // Часопис “Дух і літера”, № 9–10. — К.: Дух і літера, 2002.
- Подолання тоталітаризму як проблема: спроба орієнтації // Часопис “Дух і літера”, № 7–8. — К.: Дух і літера, 2001.
- Коли рука не стиснеться в кулак // Часопис “Дух і літера”, № 7–8. — К.: Дух і літера, 2001.
- Ми покликані у спілкування. // Часопис “Дух і літера”, № 3–4. — К.: Дух і літера, 1998.
- Нотатки щодо західного контексту російських суперечок // Часопис “Дух і літера”, № 3–4. — К.: Дух і літера, 1998.
Poetica 2004, 2009
Садовые ножницы культиватор инструмент инвентарь.. Продажа квартир аренда квартир киев , недорого.. Спортивная обувь спортивные товары спортмастер.. Создание сайтов Киев создание интернет магазинов в www.etechs.com.ua.